Развитие мелкой моторики, то есть точных скоординированных движений пальцев рук, имеет огромное значение для маленького ребенка. К области мелкой моторики относятся сотни действий, выполняемых нами ежедневно: застегивание пуговиц и застежек, управление кнопками, переворачивание страниц, написание текстов, захват предметов и манипуляции с ними. Учеными доказана тесная взаимосвязь пальцевой моторики и речевой функции человека. Так что чем ловче будут маленькие пальчики, тем легче будет малышу осваивать разговорную речь.
Большинство имеющихся в продаже игрушек для младенцев так или иначе учитывают необходимость тренировки мелкой моторики: игрушки оснащают мелкими подвижными элементами, используют различные текстуры и рельефы поверхностей. Соприкасаясь с контрастными материалами - шероховатым, скользким, мохнатым, ребристым - ребенок развивает чувствительность пальцев, учится владеть ими. Существуют и специальные книжные серии, типа "Ловких пальчиков": в плотное картонное основание таких книг вшита застежка-"молния", или пуговица, или шнурок и сюжет так или иначе крутится вокруг них.
Однако совершенно не обязательно скупать весь магазин в поисках наиболее эффективной игрушки. В арсенале опытных мам есть множество игр и занятий для тренировки мелкой моторики малыша с помощью самого простого инвентаря. Вот некоторые из них.
1. Сенсорные коробки. Занятия с сенсорными коробками сейчас очень популярны, хотя подобным образом издавна было принято развлекать детей. Сенсорной коробкой называется емкость (ящичек, пластиковый контейнер, ведерко), в которую насыпают некрупные предметы разной структуры: грецкие орехи, бобы, горошины и т.д. Малышу предлагают изучить содержимое коробки: перебирать предметы, пересыпать их из руки в коробку и обратно. Сам по себе ребенок вряд ли станет долго копаться в содержимом, маме надо показать пример. Фасоль прохладная и шелковистая, орехи ребристые и крупные, горошины жесткие и сухие - ребенок знакомится с новыми осязательными ощущениями, учится манипулировать мелкими предметами, повышается ловкость пальцев. Внимание: занятия с сенсорной коробкой должны проводиться только в присутствии взрослого! Не оставляйте малыша младше трех лет наедине с мелкими предметами, это может быть очень опасно! Еще один недостаток: деткам нравится разбрасывать содержимое коробки, так что заранее застелите пол вокруг полотенцем или покрывалом, чтобы проще было его собрать. Некоторые мамы садят ребенка играть такой коробкой в манеж.
2. Лепка. Игры с пластилином или соленым тестом - это не столько развитие творческих способностей, сколько та же тренировка ловкости маленьких пальчиков. Масса для лепки меняется в руках малыша, приобретает различные формы, давая ребенку представления о силе нажатий, о способах захвата; отрабатываются щипковые и скручивающие движения.
3. Развивающий фартук. За границей такие приспособления широко распространены, их можно найти в свободной продаже. У нас эти фартуки не продаются, но идею легко повторить в домашних условиях. Возьмите обычный детский фартучек яркой расцветки и в хаотичном порядке нашейте на него следующие предметы: пуговицы различных размеров и форм, яркие шнурки, "косичку" из полосок ткани контрастного цвета, застежку - "молнию", кусочек меха и т.д. Малыша, который уже научился сидеть, можно надолго увлечь таким фартуком - он с удовольствием будет теребить веревочки, крутить пуговицы и касаться разномастных кусочков. Эта же идея воплощена в так называемых "развивающих ковриках". Когда пальчики ребенка выполняют такую несложную, на взгляд взрослого, работу, в коре его головного мозга активируются важные для развития речи и мышления зоны. Однако прежде чем дать малышу подобную игрушку, пожалуйста, убедитесь в том, что тесемки фартука достаточно короткие, чтобы не возникла опасность удушения, а все элементы пришиты "на совесть", чтобы ребенок не мог их оторвать.
4. Игры с бумагой. Нет ничего проще, чем дать ребенку ворох тонких бумажных листов и предложить хорошенько развлечься. Комкайте и мните бумагу, рвите ее на широкие полоски, а те - на полоски меньшего размера. Обычно дети с удовольствием включаются в такую игру.
5. Лабиринт из спагетти. Продукты детям не игрушки, но иногда можно сделать исключение. Отварите немного спагетти, откиньте на дуршлаг, остудите. Предложите малыша разобрать пальчиками клубок из остывших макаронных изделий. Если по ходу игры ему захочется угоститься, ничего страшного!
6. Всё, что подскажет фантазия. Если мама может уделить неусыпному надзору за младенцем некоторое время, на службу развитию мелкой моторики может сослужить практически любой набор мелких предметов. Некоторые мамы дают ребенку перебрать шкатулку с украшениями, коробку с лаками для ногтей. Запустить пальчики в пакет с крупой. Застегнуть и расстегнуть "молнию" на сумке.
Ключевое слово здесь - неусыпный надзор. Когда ребенок играет с мелкими предметами, мама должна в буквальном смысле слова не спускать с него глаз. Зазвонил телефон - перезвоните. Сбегает суп - сначала заберите у младенца потенциально опасный предмет и только потом спешите к плите. Мелкая моторика, несомненно, очень важна, но есть вещи, рисковать которыми никак нельзя и здоровье ребенка - из их числа!
|