Игрушка вашего ребенка попадает в руки к другому малышу, и вдруг вы видите, что ваш милый и жизнерадостный ребенок вцепляется в свое имущество, и делает крайне недовольное лицо. Ребёнку просто необходимо вернуть свои вещи любыми способами. Для возвращения игрушки ребенок готов чуть ли не вступить в драку со своим недавним приятелем. Он бежит за похитителем, на детской площадке воцаряется крик и борьба. У родителей может возникнуть вопрос: ребенок обыкновенно не отличался жадностью, всегда был доброжелательным и милым. Откуда взялось подобное поведение? Неужели в 3 годика можно быть уже настолько независимым, чтобы проявлять чувство собственности и обладания?
Как возникает скупость? Дело в том, что у ребенка постепенно образуется некоторое частное пространство, принадлежащее только ему, - это его игрушки, одежда, вкусная еда. Если у ребенка хотят отнять игрушку, то он может воспринять это, как посягательство на его личные вещи, неприятное и нежелательное действие. Для маленьких детей выражение «жадина» не несет никакого смысла, единственным их желанием является защитить свои любимые вещи. Родители могут сказать ребенку, что так делать неправильно. Но более результативными являются другие способы. Они-то и помогут преодолеть трудности воспитания.
Для того чтобы понять мотивы поведения ребенка, представьте, что малыш добыл вашу косметичку и пытается воспользоваться дорогими косметическими средствами. Вы бежите к нему, забираете макияж из рук и говорите: «Нельзя!» Похожим образом реагирует и ваш ребенок на попытку кого-либо забрать его игрушки.
Как приучить ребенка к отзывчивости и щедрости?
Если ребенок жадничает, хорошим вариантом будет отвлечь его внимание на что-то другое: другого ребенка; пробегающую кошку и т.д. Когда малыш отвлечется, постарайтесь занять его другими играми. Ещё один способ – игры с обменом. Интересно и привлекательно расскажите малышу, как здорово вам будет поиграть в вышибалы Ириным мячиком, или построить дорогу для Валериной машинки, а дети пусть в тоже время играют вашими ведерком и совочком.
Если же скупость проявляет уже более взрослый трехлетний малыш, которого сложнее отвлечь кошкой или соседом, то можно попробовать такой способ. Обговорите с мамами, которые играют с вами, что во время игр на детской площадке на «игровом месте» все игрушки временно становятся общими. Потом расскажите об этом правиле ребятам. Во время гуляния вовсе неважно, кто именно принес какую игрушку. Главное правило: каждый ребенок может взять любую из игрушек, если сейчас она никем не занята. Другими словами, взять у другого малыша игрушку из рук нельзя, даже если принес ее на площадку ты. Нужно дождаться, пока игрушка освободиться или выбрать другую. На опыте проверено, что детишки очень быстро привыкают к таким правилам, и ссор в группах, где игры детей организованы таким способом, почти никогда не бывает.
Если ваша трехлетняя дочь во время игр на улице попыталась отобрать у другого малыша свои формочки, нужно только в очередной раз повторить ей нетрудное правило и потребовать его соблюдения. Если ребенок не соблюдал правило, то можно пообещать сразу же пойти домой. После этого все разногласия обычно исчезают. Большое значение имеет и ваш взрослый пример. Например, в мае появляются первые ягоды виктории. Её очень мало, всего 10 ягод, но вы разделяете ягоды поровну между членами семьи.
Ещё один способ: готовясь к прогулке, взять с собой только менее ценные и любимые ребенком игрушки. Захватите с собой только то, с чем ребенку не жаль будет и распроститься, те игры, которые уже наскучили или просто не слишком нравятся ребенку. Возможно, что, когда кто-то из ребят возьмет нелюбимые счеты или кубики, реакция будет не такой сильной, а при сопутствии удачи, и вовсе будет отсутствовать.
К возрасту 4 – 5 лет малыши понимают и начинают привыкать к тому, что вместе играть гораздо интереснее и приятнее, чем одному. Играя в совместные игры, дети непременно научатся меняться игрушками друг с другом. Только при таком варианте отдавать они будут чистосердечно, то есть по своему желанию, что крайне полезно.
|