Вчера поступил вопрос от ВолкКам:
Quote
"С какого возраста ребенок начинает помнить, что с ним происходит??? То есть, что он потом вспомнит во взрослой жизни? Я, например, помню себя лет с двух, и как меня крестили помню, хотя мне еще года не было, как в садик ходила, всех из группы, своих воспитеателй, даже какими игрушками игрались, и какой ковер был в спортзале в саду, и за что меня ругали . А моя подруга говорит, что не помнит даже, что было в средней школе. Может быть есть какие-то научные факты по этому поводу???
Просто я переживаю, что могу ее обидеть чем-то и она эту обиду запомнит на всю жизнь, потом комплексы какие-нибудь появятся. Вот. Надеюсь, понятно выразилась...."
Как Вы справедливо заметили, всё очень индивидуально: кто помнит себя с младенчества, кто и младшую школу с трудом припоминает.
Научных (в смысле теоретически-лабороторных) данных на эту тему мне не известно, однако имеются эмпирические (в смысле опытно установленные практикой жизни) факты.
Во-первых, каждый уже рожден с определенной, только ему присущей психической организацией. Конечно, построены мы все по одним принципам, но нюансы, их сочетания неповторимы. Отсюда идея того, что одни априори не откладывают в сознание ранние события своей жизни, другие же, напротив, помнят практически всё чуть ли не с самого начала.
Обращаю Ваше внимание, что «помнят» в данном случае синонимично «откладывают в сознание». Это важно, так как у нас с Вами есть еще и подсознание, которое «помнит» то, что не удержалось в сознании. То есть «забыть» означает не «стереть из психики безвозвратно», а «переместить в подсознание»! Понимаете, к чему я клоню?!
Во-вторых, любой профессиональный психотерапевт-практик скажет, что человек, не помнящий своего раннего детства, имел психотравмирующий детский опыт. Сознание человека так устроено, что что-то болезненное, его угнетающее или разрушающее представление о собственном «я» автоматически вытесняется. Именно благодаря этому, к примеру, Маша знает, что она красивая девочка, а не «порося вонючая», как ее в пятилетнем возрасте обзывали соседские мальчишки в бабушкиной деревне... Именно благодаря этому, к примеру, Костя знает, что он умён и не помнит, как отец учил его читать, приговаривая «Да ты куда смотришь, баран?! Это какая буква?!.. Ничё из тебя не выйдет!!». Да, сознание Кости не сохранило в себе этих слов. Но ежедневно этот уже состоявшейся предприниматель доказывает себе и в первую очередь своему папе, которого, вероятно, уже и нет в живых, что он не баран, и у него ВСЁ выходит! И поэтому он постоянно ищет, чем бы новым, никому не удавшимся заняться и делает это так, что у него получается, на пределе сил, но выходит! И всё бы хорошо, только Косте скоро под пятьдесят, а у него не семьи, не детей, ибо всю жизнь он только и делал, что опровергал записанное в подсознание папино «баран»… В другом варианте развития событий у Костиного сознания не хватило позитивных сил, и он живёт по заданному папой сценарию – регулярно и подолгу отдыхает в местах не столь отдаленных.
Надеюсь, понятно излагаю…
Теперь вернемся к нам с Вами, уважаемые мамочки, и нашим чадам. Что нужно, чтобы, выражаясь компьютерно, установить в сознание/подсознание ребенка определенную психологическую программу? Нужно (а) повторять часто или (б) сказать единожды, но в сильной эмоциональной обстановке.
У меня по этому вопросу пока всё. Образ Кости меня как-то вымотал. Позвольте на сегодня откланяться. Буду рада ответить на уточняющие вопросы.