Кормить по требованию ребенка. Что это такое?
Часто можно слышать от кормящей мамы: “Я кормлю по требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5 часа.” Или: ” Я всегда кормила по требованию. В
год у нас было уже 1 кормление вечером, и мой ребенок спокойно
отказался от груди.”
Прежде чем говорить о требовании ребенка надо выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда они говорят – “я кормлю грудью”.
Современные мамы считают прикладывание к груди необходимым для кормления
ребенка. Именно для кормления. Грудное молоко – еда, мама поставляет
ребенку питательные вещества, необходимые для роста и развития. Когда
ребенок сосет грудь, он ест. В грудное вскармливание вкладывается смысл
только как в процесс поставки белков, жиров, углеводов витаминов и
микроэлементов.
Ребенок во время сосания, с материнским молоком получает необходимые ему питательные вещества. Это безусловная истина. Есть еще одна безусловная
истина, которой в современном обществе не придается никакого значения,
она не учитывается и не рассматривается. Сосание груди для ребенка – это
общение с матерью.
Надо разобраться, а как ребенок понимает кормление по требованию? Может ли он вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его
кормят, по 15-20 минут через 3,5 часа или как-то по-другому?
Кормление по требованию новорожденного ребенка означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые движения. Писк и поисковые
движения у новорожденных даже уже вторых - третьих суток жизни начинают
проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или 2,5 часа. Потребность в
прикладываниях быстро увеличивается и к 10-12 дню жизни потребность
приложиться у ребенка может возникать 15-16 и больше раз в сутки.
Прикладывания различны по продолжительности. Малыш может заснуть и
спать, посасывая в течение, например, 1,5-2 часов. Может отпустить грудь
через 1-2 минуты. И тут же попросить ее снова. Зачем же ребенку такие
частые контакты с маминой грудью?
Вот зачем. Находясь в животе у матери, в спокойной, привычной обстановке, слушая шумы маминого организма, находясь в теплом, тесном,
замкнутом пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики, петли пуповины,
глотал околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После рождения,
испытывая дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш
пытается от него избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в
привычные условия комфортного пребывания. Единственное место, где малыш
после рождения может почувствовать привычные для него ощущения,
находится на руках у матери. Единственное знакомое действие – сосание.
Единственный знакомый вкус и запах – вкус и запах молока и смазки
околососкового кружка. Молоко и смазка имеют запах и вкус похожие на
вкус и запах околоплодных вод. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш
пищит, или начинает искать ртом предмет для сосания. В идеальном
варианте его тут же прикладывают к груди. Малышу становится тепло,
тесно, он слышит стук маминого сердца, дыхание, бурчание в кишечнике, он
сосет и ощущает знакомый вкус и запах. Если такое действие случается
постоянно, малыш обретает уверенность, что бы ни произошло, он решит у
мамы все свои проблемы. Место утешения теперь находится под грудью, а
сосать можно грудь.
Весь этот процесс оправдан с биологической точки зрения. Новорожденный ребенок не ощущает чувство голода, это чувство у него не сформировано.
Оно начнет формироваться примерно с двухмесячного возраста. Как же
накормить существо, которое не испытывает голода?! Как побудить его
совершать какие-то действия для получения пищи? Это можно сделать,
только за счет каких-то других стимулов. Этим стимулом для
новорожденного является постоянный телесный дискомфорт, благодаря
которому он все время хочет сосать! Самое интенсивное, частое и
продолжительное сосание у младенцев наблюдается в первые два, три месяца
жизни. Именно в эти первые месяцы происходит основная прибавка в весе
младенца.
Добавлено (11 Сентябрь 2013, 09.10)
---------------------------------------------
Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?
Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув
глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и
прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время
бодрствовать, например, час - полтора. Во время бодрствования он может
ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания
пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает
свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит дискомфорт и, приложившись
к груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и
приложится опять. Потом снова немножко “погуляет”. И через какое-то
время опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по
требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может
быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5
иногда 3х часов. “Вокруг” каждого сна малыш прикладывается к груди, и
прикладывается между снами несколько раз. На ночь ребенок засыпает у
груди. Обычно в под утренние часы начинает возиться и прикладываться.
Под утро он почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит, время от
времени, посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять
прикладывается к груди. Если посчитать все случившиеся прикладывания у
малыша месячного возраста, то получается примерно 16-20 прикладываний.
Так ведет себя новорожденный человеческий детеныш, если ему дается
возможность вести себя в соответствии с физиологическими и
психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать,
генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от
личности матери и от ее груди. Мама и ее грудь, и все что с ними
связано, являются вселенной малыша и им самим.
В большинстве случаев, современная женщина, боясь “приучить ребенка к
рукам” стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом
деле ей приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже
можно сосать… Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только не
удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания,
разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между мамой
и малышом, нарушается формирование материнской привязанности и
сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях:
малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать
или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со
словами “Ну что ты плачешь, мое солнышко?”
Современная женщина, дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим
человеком, сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто
находится в плену предрассудков, касающихся отношений между матерью и
малышом. Она не знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно
делать в соответствии с природными потребностями ребенка. Если ей
рассказать, что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет:
“Это что же, с рук его не спускать?! ” Действительно, ребенка первых
месяцев жизни необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей
удобно носить ребенка, и не умеющей кормить его в различных позах (сидя,
лежа, стоя и даже двигаясь) это может оказаться очень трудно. Особенно,
если она не уверенна в правильности своих действий.
Действие, которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного: при плаче
ребенка или другом выражении беспокойства – приложить малыша
груди.
Добавлено (11 Сентябрь 2013, 09.11)
---------------------------------------------
Малыш растет. У него начинает формироваться довольно устойчивый ритм дневных
снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем не так, как
новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте выглядят примерно
так:
В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания на непродолжительное время, но их число
сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях,
примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв
составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца заметно
округляется.
В четыре месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время
пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у
него появляется довольно точный режим кормлений. А многие малыши
перестают прикладываться к груди при пробуждении после дневных снов
иногда уже с 2,5-3 месяцев.
В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом месяце жизни, организуются около
снов – малыш ест, укладываясь спать и некоторые малыши сосут во время
пробуждения.
В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна.
Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода:
утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди,
и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей
сложности может быть 7-10 дневных прикладываний и 3-4 ночных. В этом
возрасте у малыша начинается период знакомства с новой пищей –
педагогический прикорм. Иногда появляются прикладывания, связанные с
введением прикорма, малыш “запивает” маминым молочком пробы новой пищи.
Но многие дети не хотят запивать прикорм. Когда ребенку, кормящемуся по
требованию, начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду
замещение кормлений прикормами. Это невозможно практически, т.к.
основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и
ужины, во время которых малыш знакомится с новой пищей, располагаются
между снами малыша, во время его бодрствования.
В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.
В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего
пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с
этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение
дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и
продолжительности ночных кормлений до 6 раз.
Во втором полугодии малыши, которые переставали прикладываться к груди
при пробуждении после дневных снов, опять вспоминают эту привычку.
Дневной сон малыша на втором полугодии жизни, а также в районе года и
старше выглядит примерно так: малыш засыпает посасывая, спокойно спит
некоторое время, например 1-1,5 часа, потом начинает ворочаться,
возиться, беспокоиться, в этот момент мама ложиться рядом, дает ему
грудь и малыш может досыпать 10-15-30 минут посасывая. Мама вполне может
использовать это время для собственного отдыха – полежать, почитать,
пока малыш досыпает посасывая. Знакома с мамой, любительницей вышивать,
использовавшей это время именно для вышивки…
В девять- десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний
по разным поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания.
Если во время активных действий по освоению мира малыш набивает шишку
или пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации,
когда утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время
сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под
утро в период между 3 и 8 часами.
В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным
вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем
стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того,
как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число
дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число
кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние
кормления между 4 и 8 часами утра.
В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно
каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное
сосание. Поэтому, если мама говорит, что в год ребенок сосет один-два
раза в сутки, это значит, что кормления по требованию ребенка там нет.
Там есть введенные со стороны мамы ограничения, с которыми малыш
смирился. Он относится к сосанию груди, как к еде, для засыпания или
успокоения сосет пустышку или пальчик, или засыпает просто так, ничем не
успокаиваясь.
В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.
В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется под
утреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью.
Иногда бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия.
Например, так: подходит, лезет на колени, заглядывает маме в лицо,
улыбается, начинает копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается
груди, присасывается секунд на 30 и уходит.
Что касается числа кормлений в сутки при кормлении ребенка по требованию,
то их число практически никогда не бывает меньше 12. У
новорожденного прикладываний 12 и больше, в основном они все связаны со
снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний может быть тоже
примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные – кратковременные
прикладывания по разным поводам.
Добавлено (11 Сентябрь 2013, 09.13)
---------------------------------------------
Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, – не считайте прикладывания, не
замечайте их длительности. Прикладывайте ребенка, так часто, как он
просит, тогда, когда Вы чувствуете в этом необходимость.
У мам, не представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может
создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем
не может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после
рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь с
грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при
ребенке! Почувствуйте разницу! Надо уметь организовать свой быт
по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В
традиции многих народов был обычай первые 40 дней после родов отстранять
женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась только
ребенком. У некоторых народов предметы, к которым прикасалась мама
новорожденного, считались “нечистыми”, поэтому маму предпочитали
ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный “угол” дома, где
ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой
ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам
начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое
подобие “режима”, мама становится более свободной.
Для мамы, не представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в
том, что “правильный” ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в
своей кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой.
На много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и
привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным
держателем (слингом). Ей станет легче в том случае, если она перестанет
бегать между детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и будет
носить его вместе с собой по дому, занимаясь хозяйством, в коробке,
люльке, специальном креслице, если будет стараться не отложить его
почаще, а взять на руки при первой возможности, откладывая малыша только
в случае крайней необходимости и не на долго.
Грудное вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях
современного общества можно организовать выход кормящей мамы на работу
примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В случае необходимости можно
начать работать с 4хмесячного возраста, но, конечно же, лучше не каждый
день в неделю и не полный рабочий день. Помочь маме организовать выход
на работу входит в обязанности консультанта по грудному вскармливанию.
Иногда, консультируя мам по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им
забыть на секундочку, что живут они в 21 уже веке. Предлагаю
вернуться, например, в пещеру и спрашиваю, что они будут делать, если
ребенок ночью проснулся, как его успокоить? Если вы идете через лес и
стараетесь не привлекать к себе внимание хищников, как сделать, что бы
малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему дадите? К чему привык
младенец, за тысячи лет своего существования? К тому, что он спит на
маме, пока она бредет по лесу с палкой- копалкой в поисках корешков, и
просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз мама остановилась,
значит, есть время проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок
хорошо спит, привязанный к маме лоскутным держателем, просыпается, когда
мама, сделав несколько дел по дому, сидит.
Анастасия Суханова.